"Роль мусульманского интернет-образования в борьбе с экстремизмом"
Московский государственный областной университет
Аляутдинов Ринат Рафаилович
Тема доклада: "Роль мусульманского интернет-образования в борьбе с экстремизмом".
Интернет - это уже неотъемлемая часть жизни современного человека, причем наиболее динамичная и свободная по своему техническому и контентному содержанию.
Уникальность компьютерной сети Интернет состоит в том, что она не находится во владении какого-то физического лица, какой-то компании, государственного ведомства или отдельной страны. В силу глобальности практически во всех сегментах этой сети ограничено правовое регулирование, цензура и другие формы контроля над информацией. Такое положение дел открывает почти неограниченные возможности для доступа к любой информации, в том числе и для использования ее в преступной деятельности.
Всемирная паутина стала для членов экстремистских и террористических организаций исключительно удобным средством преодоления географической разобщенности и эффективным способом конспирации. Интернет существенно облегчает привлечение сторонников, позволяет координировать действия на региональном или международном уровнях.
Информация экстремистского характера может содержаться не только в текстовой, но и в графической форме (рисунках, фотографиях, видеоизображениях). Чтобы установить направленность указанной информации, нужно найти правильное техническое решение. Так возникает необходимость использования специальных знаний, точнее сказать – комплекса специальных знаний.
Требуется комплексный подход, который должен включать в себя совершенствование как законодательных мер, так и методов административного воздействия на провайдеров, владельцев сайтов и блогов. Также система нуждается в техническом улучшении по выявлению информации экстремистского содержания. И здесь нужно отметить, что без развития международного сотрудничества невозможно достичь успеха в этой области.
В целях борьбы с религиозным экстремизмом в сети Интернет Президентом страны было предложено создавать сайты, где проводить разъяснительную работу, к которой привлекать, в том числе, и мусульманское духовенство. То есть, идти путем созидания, предлагая альтернативу, а не только путем запрещения. Ведь запреты могут привести к абсурду. Вспомните, например, недавнюю историю с запретом первой главы Корана Южно-сахалинским судом. Слава Аллаху, здесь Президент отреагировал и на законодательном уровне защитил Коран, Библию и другие священные тексты традиционных религий России от подобных недоразумений.
На сегодняшний день назрела острая потребность серьезно повысить эффективность противодействия идеям терроризма, поставить надежные идеологические барьеры на путях их проникновения в общественное сознание.
Для решения этой задачи необходимо создавать не только просветительские Интернет-сайты, но, возможно, и ресурсы для реализации альтернативных идей и проектов, каналов их распространения. Все это сможет способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность зарождения идей насилия. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообществ, образовательные структуры и средства массовой информации.
Образование всегда являлся неотъемлемым и объективно необходимым элементом современного общества. Развитие и использование собственных Интернет-технологий в религиозном образовании, особенно в мусульманской сфере, является важной составляющей нашего присутствия на мировой арене в деле борьбы против международного терроризма.
Сегодня электронные Интернет-технологии дают возможность организовывать обучение дистанционно. В русскоязычном сегменте Интернета действуют около 7-ми таких исламских сайтов. Лишь 2 из них – отечественные, российские: один – интерактивного типа, который функционирует в Чеченской Республике и второй мы запустили в июне 2014 – автономный образовательный портал об исламе. Потенциал нашего портала огромен. Это наша собственная разработка, которая легко выдерживает нахождение на сайте в процессе обучения в одно и то же время до миллиона человек из разных концов мира. На сегодняшний день зарегистрированных пользователей более 3000 чел. 68% – из России, остальные – из США, Европы, бывших союзных республик, таких как Казахстана, Киргизии, Узбекистана и др. Недавно узнал, что у нас есть учащиеся даже из Саудовской Аравии, что не может не радовать.
Учебный контент доступен круглосуточно для любой точки мира, главное – наличие доступа в Интернет. Проект включает в себя также онлайн-тестирование и возможность задать вопрос преподавателю. Мы работаем только в тестовом режиме, пока что наш портал единственный в своем роде в России. Хочу продемонстрировать ролик. Познакомить вас с мнениями учащихся и экспертов в области исламского образования.
Мы уверены, что роль новых технологий в религиозном образовании и исламском просвещении в Интернете сегодня важна как никогда. И еще очень много нужно сделать для того, чтобы наши отечественные сайты, представляющие традиционный ислам и имеющие патриотическую направленность, могли серьезно противодействовать экстремизму в виртуальном пространстве.